В корреспонденции этого месяца некоторые письма свидетельствуют о сильном впечатлении, произведенном на некоторые умы нашей последней статьей "Практический оккультизм". Эти письма еще раз доказывают и подкрепляют два логических заключения:
а) что есть больше образованных и мыслящих людей, верящих в существование оккультизма и магии (существенно отличающихся друг от друга), чем это предполагают современные материалисты; и —
б) что большинство этих верующих (включая многих теософов) не имеют определенного представления о природе оккультизма и смешивают его с оккультными науками в целом, включая "тёмные искусства" [черную магию].
Их представления о силах, которые даёт человеку оккультизм, и о средствах их приобретения столь же различны, сколь и причудливы. Некоторые воображают, что требуется руководитель, указующий путь, — и что этого вполне достаточно, чтобы стать чем-то вроде Занони. Другие полагают, что им необходимо лишь пересечь Суэцкий канал и добраться до Индии, чтобы превратиться в Роджера Бэкона или даже графа Сен-Жермена. Многие считают своим идеалом Маргрэйва с его вечной молодостью, и их мало заботит то, что плата за это — собственная душа. Немало таких, которые, принимая за оккультизм обычное колдовство в стиле "Аэндорской ведьмы", "вызывают, из мрака Стикса чрез зияющую Землю, к проходам света безобразных призраков", и хотят, чтобы на основании этого их считали законченными адептами. Еще одним воображаемым "вторым я" философии архатов древности является "церемониальная магия", практикуемая по правилам, пародийно изложенным Элифасом Леви. Короче говоря, те преломления, в которых оккультизм предстает перед человеком, неискушенным в нем, отвечают многоцветности и различию всей широты человеческого воображения.
Не почувствуют ли эти кандидаты на Мудрость и Силу ярое возмущение, если им сказать чистую правду? В данный момент не только полезно, но и совершенно необходимо развеять иллюзии большинства из них, пока не стало слишком поздно. Истина может быть выражена в нескольких словах: Среди сотен пылких западников, называющих себя "оккультистами", не найдется даже полдюжины таких, которые обладают хотя бы приблизительно правильным представлением о характере науки, к овладению которой они устремляются. За немногими исключениями, все они стоят на прямом пути к колдовству. И прежде чем возразить на это утверждение, пусть они приведут хоть в какой-нибудь порядок хаос, царящий в их умах. Пусть они сперва узнают истинное соотношение между оккультными науками и оккультизмом и разницу между ними, а потом уже пылают гневом, если все еще будут чувствовать себя правыми. А пока, да будет им известно, что оккультизм отличается от магии и других тайных наук, как лучезарное солнце — от света коптящей свечи, как нерушимый и бессмертный Дух Человека — отражение абсолютного, беспричинного и непознаваемого Всего — отличается от смертной оболочки — человеческого тела.
|