Тема данной статьи была выбрана вовсе не из желания «выискивать ошибки» в христианской религии, в чем часто обвиняют «Люцифер». Мы не чувствуем никакой особой враждебности к папизму — по крайней мере, большей, чем в отношении любой другой существующей догматической и ритуалистической вере. Мы просто считаем, что «нет религии выше истины». А поскольку мы сами непрестанно подвергаемся нападкам со стороны христиан, среди которых нет более яростных и высокомерных, чем римские католики, называющие нас «идолопоклонниками» и «язычниками» и поносящие нас всяческими другими способами, время от времени становится необходимым сказать кое-что и в свою защиту, и таким образом восстановить правду.
Теософов обвиняют в том, что они верят в астрологию и в дэв (дхьян-чоханов) индусов и северных буддистов. Слишком импульсивные миссионеры в центральных провинциях Индии на самом деле называют нас «звездопоклонниками», «сабеями» и «дьяволопоклонниками». И как обычно, это является ничем не обоснованной клеветой и извращением фактов. Никакой теософ, никакой оккультист в истинном смысле этого слова никогда не поклонялся дэвам, натам, ангелам, или даже планетным духам. Признание действительного существования таких существ — которые, какими бы возвышенными они ни были, всё же являются постепенно развившимися существами и конечны, — и даже почтение в отношении некоторых из них — не поклонение. Поклонение — понятие растяжимое, и это слово было в значительной степени избито и затерто из-за бедности английского языка. Мы обращаемся к судье как к «почтенному» («your worship»), однако вряд ли можно сказать, что мы оказываем ему божественное почитание. Мать часто обожает своих детей, муж — жену, и наоборот, но никто из них не молится объекту своего почитания. Так что это слово ни в каком случае не может быть применено к оккультистам. Почтение, с которым оккультист относится к некоторым высоким духам в некоторых случаях может быть огромным — пожалуй, даже столь же большим, как и то, что испытывают некоторые христиане к своим архангелам Михаилу и Гавриилу, и своему (св.) Георгию Каппадокийскому — ученому поставщику для армий Константина. Но этим всё и ограничивается. Ведь в представлении теософов эти планетные «ангелы» занимают место не более высокое, нежели то, которое отводит им Вергилий:
Они гордятся силой неземной — Божественного семени творенья, —
как, впрочем, и каждый смертный. Все они суть оккультные силы, управляющие определенными свойствами природы, а будучи привлечены к какому-нибудь смертному, могут помочь ему в некоторых вещах. И все жё, чем меньше кому-либо приходится иметь с ними дело, тем лучше.
|