Теософов очень часто и
весьма несправедливо обвиняют в неверии и даже атеизме. Это является серьезной
ошибкой, особенно – в отношении последнего обвинения.
В большом обществе,
состоящем из столь многих рас и национальностей, в объединении, в котором
каждый мужчина или каждая женщина предоставлены возможности верить в то, что он
любит, и следовать или не следовать – по своему желанию – той религии, в
которой он был рожден и воспитан, для атеизма остается совсем немного
свободного пространства. Что же касается «неверия», то оно, в данном случае
становится либо заблуждением, либо неправильным употреблением этого слова.
Чтобы показать всю абсурдность этого обвинения, во всяком случае, достаточно
попросить наших клеветников указать нам во всем цивилизованном мире такого
человека, который не
рассматривался бы как «неверующий» каким‑либо другим человеком,
принадлежащим к несколько иной вере. И при этом совершенно все равно, вращается
ли он в респектабельных и ортодоксальных кругах, или же – в так называемом
еретическом «обществе». Происходит взаимное обвинение, выражаемое молчаливо,
если не в открытую, своего рода ментальная игра в воланы, которыми
перебрасываются, сохраняя вежливое молчание. Таким образом, по сути дела, какой‑нибудь
теософ, не в большей степени, нежели не‑теософ, может быть неверующим; с другой
стороны, в то же время не существует ни одного человека, который не был бы
неверующим в глазах той или другой секты. Что же касается обвинения в атеизме,
то это совсем другой вопрос...
|