Преуведомление
"Вся мудрость
исходит от Господа нашего и всегда с ним и присно и ныне, и во веки веков"1. И да
возлюбит каждый эту божественную мудрость, взыскует ее и вымолит мудрость и
разумение у Того, "кто дарует разумение и мудрость, изобильно и без
препон", — каждому, не укоряя, не попрекая, Он есть высочайшая высота и
глубочайшая глубина всякого знания. Он есть
сокровищница всякого знания, Он есть сокровищница всей мудрости. Вот почему
"все сущее — от Него, через Него и в Нем"; без Него ничто не может
быть сделано, без Него ничто не может быть совершено. Честь и слава Ему во веки
веков. Аминь.
Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на помощь и благоволение
Того, Кто первопричина и Кто исток всякого блага и любви, прошу Его сподобить
скудные мои знания частице божественного Духа, дабы я оказался в силах
высвободить свет, открытый во мраке, и повести тех, кто погружен во грех, по
тропе истины. Да поможет мне в замысленном предприятии моем Тот, Кто вечно
пребывает в высочайшей высоте высот. Аминь.
Несмотря на все мои многотрудные странствия по многочисленным землям и
провинциям, городам и замкам, странствия, вдохновленные моим интересом к науке,
зовущейся алхимией, несмотря также и на то, что я вдумчиво собеседовал с
учеными людьми и мудрецами, хранителями алхимической премудрости,
употребляющими ее, чтобы исследовать свой предмет сполна; несмотря даже на то,
что поглощал их писания одно за другим, бессменно склоняясь снова и снова над
трудами мудрецов, я не нашел в них сути того, что сии мудрецы провозглашали в
своих сочинениях. Я изучал алхимические книги двояко, стараясь уразуметь в них
и то, что говорит в пользу мужей, их написавших, и то, что говорит против них,
но установил, что эти книги никчемны, бессмысленны и бесполезны.
Вдобавок я обнаружил еще, что многие ученые: богачи, аббаты, епископы,
каноники, знатоки натуральной философии — будто вовсе были они неграмотными,
потерпели крах, затратив бездну бесплодных усилий и вконец разорившись. И все
только потому, что, увлеченные своим искусством, они оказались неспособными
вовремя остановиться или свернуть с начатого пути.
Однако меня не оставляла надежда. Я продолжал безостановочно трудиться.
Я продолжал тратить имеющиеся у меня средства и, путешествуя по городам,
монастырям и замкам, продолжал наблюдать. Но наблюдал, размышляя, ибо, как
говорит Авиценна, "возможно ли это? Но если этого не может быть, то каким
образом этого не может быть?"2 Я
настойчиво изучал алхимические сочинения и размышления над ними, пока наконец
не нашел того, чего искал, но не посредством моих собственных скудных знаний, а
посредством божественного Духа. Но как только я стал отличать и понимать то,
что лежит за пределами природы, я начал более пристально и с большим тщанием
следить за процедурами вываривания3 и
возгонки, растворения и перегонки, размягчения, обжига и сгущения в
алхимических и иных работах. Я делал это до той поры, пока не убедился, что
превращение в Солнце и Луну возможно, причем алхимическое Солнце и алхимическая
Луна в испытаниях и обработке оказываются лучше природного [золота] и
природного [серебра]4.
Вот почему я, ничтожнейший из философов, вознамерился ясно изложить
истинное искусство, свободное от ошибок, для моих единомышленников и друзей; но
таким, однако, образом, чтобы они увидели и услышали то, что для них самих
сокрыто и остается невидимым, неслышимым и неумопостигаемым. Вот почему я прошу
тебя и заклинаю тебя именем Творца всего сущего утаить эту книгу от невежд и
глупцов5.
Тебе я открою тайну, но от прочих утаю эту тайну тайн, ибо наше благородное
искусство может стать предметом и источником зависти. Глупцы глядят заискивающе
и вместе с тем надменно на наше Великое Деяние, потому что им самим оно
недоступно. Поэтому они и полагают наше Великое Деяние отвратительным, но
верят, что оно возможно. Снедаемые завистью к делателям сего, они считают
тружеников нашего искусства фальшивомонетчиками. Никому не открывай секретов
твоей работы! Остерегайся посторонних! Дважды говорю тебе: будь осмотрительным,
будь упорным в трудах твоих и при неудачах не расхолаживайся в рвении своем,
помня о великой пользе, к коей ведет твой труд.
|