Вступление о моих лекциях и их плане
Я объявил «Основы общей философии» и должен поэтому в
одном курсе изложить все то, что обыкновенно излагается, как теория познания
вообще, как логика, как метафизика природы, метафизика нравов, или этика,
учение о праве, метафизика прекрасного, или эстетика, в соответствующем числе
курсов.
Не в моем произволе, а в природе философии
кроется причина того, что я соединяю в одно целое обычно расчленяемый материал
и этим чрезмерно увеличиваю количество работы, которую я должен выполнить в
пределах данного времени. Согласно с результатами, к которым привели меня мои
занятия и мои исследования, единство и внутренняя связь присущи философии
более, чем какой‑либо другой науке; все ее части так же связаны одна с другой,
как части органического тела; поэтому их, как и члены органического тела,
нельзя отделять от целого и выкладывать, как laceгa membra, которые вне связи
производят отталкивающее впечатление, — не жертвуя их важностью и
понятностью их назначения. Представьте себе одаренное способностью познания
существо, которое никогда не видало человеческого тела и которому показывают
затем порознь и один после другого члены этого тела: разве может подобное
существо получить правильное представление о целом человеческом теле или хотя
бы даже об отдельном его члене? Как могло бы оно понять значение и цель кисти
руки, не видя ее на руке, или значение руки, не видя ее прикрепленной к плечу?
и т.д. Совершенно то же видим мы и в философии. Философия — это познание
истинной сущности нашего мира, в котором существуем мы и который существует в
нас, — то познание мира в общем и целом, свет которого, однажды воспринятый,
освещает затем и все отдельное, что бы ни встретилось каждому в жизни, и
открывает его внутреннее значение. Поэтому философское познание нельзя дробить,
излагать и усваивать по частям.
Я не могу говорить о формах мышления, т.е.
абстрактного познания, служащего предметом логики, не сказав предварительно о
созерцательном познании, с которым абстрактное находится всегда в тесной
связи, — следовательно, я не могу основательно и исчерпывающим образом
изложить учения логики, не рассмотрев и не расчленив на части нашу
познавательную способность в ее целом, а вместе с тем и созерцательное познание
и его формы, пространство, время, причинность, — благодаря чему я попадаю
уже в область, называемую метафизикой. Но если, далее, я говорю о
созерцательном познании как таковом, то я рассматриваю весь мир лишь постольку,
поскольку он содержится в нашей голове, т.е. лишь как чистое представление, и
показываю, что всякий объект, всякий предмет может существовать лишь как
представление в известной способности представлять, в известном субъекте. А так
как я не могу и не должен вводить вас в заблуждение, что мир — одно только
представление и более ничего, т.е. просто фантом, пустое сновидение, то я и
должен задаться вопросом, что же, в конце концов, означают все эти
представления, что означает данное нам как представление, помимо всякого
представления, т.е. что такое оно в себе. Таким образом, я неизбежно прихожу к
учению о вещи в себе, о подлинной и истинной сущности мира, т.е. прихожу к
истинной метафизике, и должен дополнить то первое рассмотрение мира как чистого
представления в нас рассмотрением другой стороны мира, именно — внутренней его
сущности; следовательно, я должен изложить вам всю метафизику, если не хочу
принести вам всем предшествующими учениями более вреда, чем пользы, и привить
вам совершенно ложный идеализм. ...
|